Масляные фильтры удаляют частицы, в моторном масле которые находятся во взвешенном состоянии. Это - частички металла, ржавчина, грязь, нагар или прочие посторонние примеси, которые циркулируют внутри двигателя вместе с моторным маслом.
Эти загрязнения без подобающей отчистки масла начинают трущиеся детали двигателя царапать – основные подшипники, поршни, стенки цилиндров, коленвал и проч. Это способствует высокому износу и, естественно, сокращению срока службы данного двигателя. Это в особенности актуально для современных автомобилей, потому что силовые агрегаты становятся более мощными и компактными, из-за чего в трущихся парах зазоры стремятся к нулю.
Масляные фильтры различают по своим размерам, а также по способности удерживать загрязнения. Каждый фильтр может улавливать лишь определенное количество грязи - до того, пока не забьется полностью отходами. За исключением особо крайних случаев, масляный фильтр может справляться легко со своими функциями очистке моторного масла между плановыми его заменами, то есть в пределах 10 000 км пробега авто.
Устройство фильтра очистки масла достаточно просто – в корпусе из железа объединены фильтрующий элемент, перепускной клапаны и обратный.
В качестве фильтрующего элемента чаще всего используется специальный картон с особенной пропиткой. Картон этот сложен в "гармошку" и в рулон скручен, так что он имеет вид с торца многолучевой звезды. Делается это для увеличения рабочей поверхности - чем ее площадь больше, тем качественнее и дольше будет работать фильтр.
В конструкции фильтра предусматривается перепускной клапан. Он открывается при конкретном соотношении давлений, и неочищенное масло направляет напрямую в систему смазки.
Так происходит на морозе при загустевании масла – в данном случае оно пройти сквозь нежный фильтрующий элемент не в состоянии. Либо, если бумажный наполнитель фильтра вдруг оказывается забитым грязью. Минуя фильтр, перепускной клапан пропускает в двигатель всю неотфильтрованную смесь, после чего она циркулирует свободно в нем. Даже при том, что загрязнения попадают непосредственно на детали двигателя, это доставляет меньший вред, чем при прекращении подачи масла.
В современных масляных фильтрах имеется еще один клапан – это обратный клапан. Клапан этот препятствует вытеканию из фильтра масла после выключения двигателя, а также обеспечивает при пуске мгновенную смазку и быстрое создание давления.