Масла данного класса применяют широко для смазывания компрессоров, которые эксплуатируются на транспорте и в промышленных отраслях. В ротационных и поршневых компрессорах смазочное масло располагается в прямом соприкосновении с сжатым газом высокой температуры. Свойства и состав газа определяют в значительной мере требования к маслу, а также его работоспособность.
В компрессорах поршневых компрессорное масло используют для смазывания клапанов и цилиндров, а также как уплотняющую среду для герметизации камеры сжатия. Все детали механизма движения смазывают обычно маслами индустриальными. В компрессорах с общей системой смазки механизма движения, а также цилиндров используют лишь компрессорные масла.
Соответственно с правилами, которые утверждены Госгортехнадзором СССР ("Правила безопасной эксплуатации и устройства компрессорных стационарных установок, газопроводов и воздуховодов " от 7 декабря 1971 года), температура воздуха при каждой ступени сжатия компрессоров не должна превышать 170°С для компрессоров общепромышленных и более 180°С для компрессоров технологических.
В этих условиях главным эксплуатационным свойством масел, которое обеспечивает долговечную, безопасную и эффективную работу компрессоров, выступает их термоокислительная стабильность, а также способность предотвращать либо сводить к минимуму возникновение масляных коксообразных отложений в компрессорных нагнетательных линиях. Главной причиной пожаров, которые возникают в компрессорах, смазываемых маслом, выступает возникновение твердых продуктов распада и уплотнение масла при его пользовании, местами по аналогии с нагаром в двигателе. Требования к термической стабильности масел компрессорных возрастают зависимо от температуры нагнетания компрессора.
Вязкость, применительно к компрессорным машинам, выступает одной из главных эксплуатационных характеристик масла. Непосредственно от вязкости зависят потери на трение энергии, износ поверхностей трения всех деталей, время запуска компрессора, уплотнение поршневых колец, температура поверхностей трения.
Образование отложений кокса также зависит от термической стабильности масла, его вязкости, а кроме того от цены на компрессоры. Масло наиболее низкой вязкости перемещается быстрее по нагнетательному тракту компрессора и при этом в системе нагнетания образует меньше отложений. Соответственно с правилами техники безопасности использования воздушных стационарных компрессоров (ISO 5388) для компрессоров, которые смазываются маслом, отложения кокса своевременно должны удаляться.
Сроки очистки и частота проверок зависят от качества масла, однако толщина слоя отложений при этом между чистками не превышает трех мм при эффективном давлении меньше 1МПа, 2 мм при давлении 1-3 Мпа, а также 1мм при 3-5МПа. Необходимо понимать, что мнение о связи t вспышки масла с безопасной его эксплуатацией является совершенно неверным. Высокая температура вспышки большей безопасности их использования не гарантирует в сравнении с маслами, которые имеют меньшую температуру вспышки. Для компрессоров поршневых более важна t самовоспламенения компрессорных масел, которая выше для дистиллятных масел с невысокой температурой вспышки, чем для высоковязких остаточных масел.