Несмотря на то, что в XX столетии и произошло некое преобразование культового искусства ковки, змеевидные элементы, относящиеся к языческой символике, по традиции проявлялись в декоративном оформлении крестов более позднего периода. Некоторые образцы культового искусства напоминали какие-то дивные растения, к примеру, на куполе церкви в одной из Белорусских деревень. Зачастую применялась имитация растительных побегов (в одной из города Бреста).
Иногда соборные церкви украшались крестами не только со змеевидными элементами и полумесяцем, но и коваными звездами, солнечными дисками с отходящими лучами. На фоне открытого неба подобные ажурные элементы смотрелись невероятно выразительно и весьма живописно. Следует отметить, что, в целом, языческие традиции отличались устойчивостью и вызывали особые впечатления у очевидцев, что даже католические регламенты не могли их искоренить.
Примером может служить кованый забор, установленный перед церковью в Гродно, напоминающий цельное произведение искусства со змееобразными элементами, листьями и украшениями в виде растительных побегов. Встречались и вообще своеобразные, не похожие ни на какие другие интерпретации такого рода изделий, ведь произвольное трактование символики христианства весьма частое явление.
С течением времени, стали появляться кресты, устанавливающиеся на дворянских усадьбах или даже в палисадниках частного жилища. Они представляли собой ажурную декоративную конструкцию в образе огромного колеса с отходящими от него лучами. Самому кресту, располагавшемуся выше, надо признать, отводилось довольно скромное место.
Не настолько интересными в художественном плане, по различным причинам, были кресты для надгробий. В XIX веке, подобные культовые изделия ковки практически не встречались, в особенности на сельских кладбищах. Надгробные кресты представляли собой довольно редкие заказы мастеров ковки, который не каждый мог себе позволить. Именно эта «разновидность» крестов зачастую была лишина теплоты и вдохновения, которыми отличались превосходные кованые кресты, возвышавшиеся на куполах и шпилях церквей.
Отдельные мастера-кузнецы специализировались на производстве ограждений для надгробий, но их «серийные» выпуски приводили к некому сухому и однообразному оформлению рисунка. Миниатюрные кованые ограждения, изготовляемые из шинного железа с дополнительными завитками на концах, иногда располагаясь в непосредственной близости от надгробных камней.
В наше время происходит возрождение полузабытых старинных традиций возведения храмов, однако кресты, венчающие купола и шпили зачастую не слишком выразительны, а порой однообразны. Безусловно, хотелось бы возрождения изысканных крестов-солнышек, которые в свое время так искусно производили наши предки мастера художественной ковки.